санкт-петербург фотографии
на остров история новости фотообзор контакты

Таинственный остров на карте Ленинграда. 

источник: kanonerski.narod.ru 

19 февраля 2009

Сегодня по подводному туннелю, проходящему под Морским каналом, любой желающий может проехать на городском автобусе или маршрутном такси на Канонерский остров и прогуляться по набережной канала, любуясь морскими судами в порту, или выйти на берег залива, чтобы увидеть на горизонте силуэты Кронштадта...

Это стало уже настолько привычным, что теперь даже трудно представить, что в не таком уж и далеком прошлом Канонерский остров был закрыт от многих территорией Морского порта Ленинграда и попасть на него могли лишь те, кто имел пропуск в Морской порт. Конечно же это были жители самого острова или те, кто работал на Канонерском судоремонтном заводе, а также в Морском порту.

Все остальные могли побывать тут, если для них выписывался пропуск в жилконторе острова или на заводе. Для большинства жителей Ленинграда это был настоящий Таинственный Остров, о котором они что-то где-то слышали, но не знали как попасть туда, чтобы убедится в его существовании... А посему и на картах города в 60-70-е года XX века его рисовали в виде некоего полигона небывалых размеров. Хотя, возможно, это делали специально для шпионов, которые так и шастали, вынюхивая наши секреты:) И только спутники помогли раскрыть тайну очертаний Канонерского острова, после чего уже в 80-е годы на планах Ленинграда появился более правдоподобный силуэт острова, который почти совпадал с более ранними планами, к примеру, 1914 года. Неужели и тогда спутники летали?:)

Канонерский остров снятый со спуника 1991 год

А как же раньше канонерцы обходились без туннеля? Да очень просто - летом регулярно ходили уютные речные трамвайчики и небольшой автомобильный паром, а зимой переправа осуществлялась на буксирах-ледоколах и тем же паромом. Проезд был бесплатным, что, по нынешним временам, просто невозможно представить себе... Речные трамвайчики и буксиры ходили от причала поселка до Гутуевского ковша, а паром - от "головы" завода - тоже до Гутуевского ковша. В тяжелые послевоенные годы переправа осуществлялась на шлюпках. Потом появился пароход "Ласточка", буксиры-ледоколы "Зюйд", "Плутон", "Вальцовщик", паромы "Куйвасту", "Канонерец", речные трамвайчики "Токарь" и "Слесарь", а затем и более современные "Л-8", "Л-10", "Л-13"

Морской канал 1972, речной трамвайчик

В суровые зимы через канал по крепкому льду прокладывали деревянные мостки и тогда можно было не ждать буксира по 40 минут, а идти пешком прямо на другой берег. Однако, навигация в порту была и в зимнее время, правда не такая уж активная, и если слышались надрывные гудки ледокола, проводящего судно, то приходилось прибавлять шаг, а то и бежать, чтобы успеть к мосткам до того, как их начнут разбирать. Или стоять с полчаса (или более) на морозе и любоваться медленным проходом ледокола и торгового судна, а потом смотреть, как буксир нагоняет лед, после чего снова прокладываются мостки...

Но самая экзотичная переправа была при больших наводнениях или просто высоком подъеме воды. Как правило, надо было идти на "голову" завода, откуда паром перевозил всех желающих к Гутуевскому ковшу. Подъем на паром по крутой аппарели и спуск превращались в некий аттракцион, осилить который заставляло желание поскорее добраться до дома. Ко всему этому следует добавить, что весь год по ночам переправа не работала, за исключением особых случаев, когда надо было перевозить больных.

Возможно, что в недалеком будущем, туннель и не понадобится, так как развернулись работы по строительству Кольцевой автодороги, которая должна пройти над Канонеркой в сторону Васильевского острова. И тогда помчатся автомобили над Канонерским островом с наглухо задраенными окнами, чтобы ароматы открытых полей очистных сооружений на Белом острове не смогли бы усыпить бдительность водителей над просторами Финского залива.

Кстати об очистных сооружениях, или как их красиво назвали - Центральная Станция Аэрации (в этих словах так много кислорода!).
Те, кто задумал строить их на этом месте, конечно же даже и не догадывались, что Морской порт - это то самое место, которое является визитной карточкой города над вольной Невой, неким морским фасадом всемирно известного города-музея, для тех, кто прибывает в наш город по морю, в том числе и для тысяч морских туристов. Так что ароматы от очистных сооружений, раздуваемые западными ветрами, наверняка оставили массу неизгладимых впечатлений у туристов, высыпавших на палубы пассажирского лайнера при проходе по красивому Морскому каналу.

Не потому ли возник и реализуется новый проект Морского пассажирского терминала на Васильевском острове с новым фарватером, чтобы оградить заморских гостей нашего города от ароматов Станции Аэрации? Правда, дуют иногда и восточные ветры. А может, просто, стоило бы построить небольшую фабрикушку "Sea Channel" по разливу, к примеру, духов Chanel или дезодорантов прямо на Белом острове? Всяко, дешевле, чем рыть новый фарватер к Васильевскому острову:)

А пока предлагаем совершить прогулку в прошлое Канонерского острова, когда еще не было ни туннеля под Морским каналом, ни очистных сооружений, а был достаточно тихий и уютный, утопающий в зелени рабочий поселок при Канонерском судоремонтном (а раньше еще и судостроительном) заводе. А до этого был остров пушкарей - канониров и назывался поэтому Батарейным, а затем - Канонирским. Причем и самого Морского канала тогда еще не было, да и очертания острова были другими. А еще ранее это был просто пустынный остров, который кто-то прозвал Кошачим, а водились ли на нем бездомные кошки - никто уже и не помнит, да это не так уж и важно..

* * * На правах рекламы.  Все права защищены.   * * *
Для любителей проводить отпуск в тишине и спокойствие настал празник! Цены на отдых в Лазаревском снижены из-за кризиса!




webпочта: kanonerk@yandex.ru

Hosted by uCoz