Есть в Петербурге удивительное место. Оно всего в 20 минутах от Невского проспекта, а по сути — деревня деревней. Тоннель под Морским каналом — как дорога в другой мир. Въезжаешь в него из шумного Питера, минута под землей, выезжаешь — и вот он — конец света.
Сегодня по подводному туннелю, проходящему под Морским каналом, любой желающий может проехать на городском автобусе
или маршрутном такси на Канонерский остров и прогуляться по набережной канала, любуясь морскими судами в порту,
или выйти на берег залива, чтобы увидеть на горизонте силуэты Кронштадта.
Это стало уже настолько привычным, что теперь даже трудно представить, что в не таком уж и далеком прошлом Канонерский остров был закрыт от многих территорией Морского порта Ленинграда и попасть на него могли лишь те, кто имел пропуск в Морской порт. Конечно же это были жители самого острова или те, кто работал на Канонерском судоремонтном заводе, а также в Морском порту.
Все остальные могли побывать тут, если для них выписывался пропуск в жилконторе острова или на заводе.
Для большинства жителей Ленинграда это был настоящий Таинственный Остров, о котором они что-то где-то слышали,
но не знали как попасть туда, чтобы убедится в его существовании...
А посему и на картах города в 60-70-е года
XX века его рисовали в виде некоего полигона небывалых размеров. Хотя, возможно, это делали специально для шпионов, которые так и шастали, вынюхивая наши секреты:) И только спутники помогли раскрыть тайну очертаний Канонерского острова, после чего уже в 80-е годы на планах Ленинграда появился более правдоподобный силуэт острова, который почти совпадал с более ранними планами, к примеру, 1914 года.
Если вечером приехать на Канонерский остров, то сразу же бросается в глаза отсутствие уличного освещения.
На такую «роскошь» здесь не хватает средств. Как, впрочем, и на многое другое.
До начала 80-х Канонерский остров считался своего рода «городской деревней».
Добраться сюда можно было только по воде, на катере. Жили на острове в основном работники недалекого
Канонерского судоремонтного завода, которые все друг друга знали.
В 1983 году прорыли тоннель, и в район
пошли рейсовые автобусы. Однако с началом «реформ» начались проблемы.
На заводе прошло сокращение, и многим жителям пришлось искать работу в городе.
Сегодня по утрам автобус №67, идущий к ближайшему метро – станции «Балтийская» – забит под завязку.
Ходит он крайне редко – по словам местных жителей, иногда можно ждать его по часу.
Есть еще маршрутные такси, но они не всем по карману.
Те, кто задумал строить на этом месте очистные сооружения, красиво названные Центральной станцией аэрации,
конечно же даже и не догадывались, что Морской порт - это то самое место, которое является визитной карточкой города над вольной
Невой, неким морским фасадом всемирно известного города-музея, для тех, кто прибывает в наш город по морю, в том числе и для тысяч
морских туристов.
Так что ароматы от очистных сооружений, раздуваемые западными ветрами, наверняка оставили массу неизгладимых
впечатлений у туристов, высыпавших на палубы пассажирского лайнера при проходе по красивому Морскому каналу.
Тоннель, соединяющий Канонерку с "большой землей" - один из самых страшных тоннелей, которые мне приходилось преодолевать.
Лефортовский "тоненль смерти" на Третьем кольце в Москве - отдыхает.