Дамба защищает «остров» в Санкт-Петербурге.
Матерьял подготовлен при содействии «Restate». октябрь 2009 года.
Дамба - так в обиходе жители Санкт-Петербурга называют проект комплекса защитных сооружений города.
Он состоит из двух частей: первая часть – это собственно
защитные сооружения от наводнений; вторая часть – подходные
каналы, судопропускные сооружения.
Всего
через полгода все петербуржцы смогут вздохнуть свободно: наводнения
перестанут угрожать нашему великому городу. А все благодаря энергии
губернатора Валентины Матвиенко, поддержке Президента РФ Владимира
Путина и возглавившему
стройку Комплекса защитных сооружений нашему земляку, экс-руководителю
Промстройбанка, а ныне первому заместителю Росстроя Владимиру Когану.
Строительство КЗС начиналось в далекие семидесятые и – ни
шатко, ни валко – продолжалось до середины девяностых, после
чего просто было законсервировано. Вернулись к идее завершения проекта
с приходом в город правительства Валентины Матвиенко. Но понадобилось
еще два года, прежде чем прошли конкурсы, и стройка ожила.
Первоначально предполагалось, что строительство будет продолжаться 8
лет – до 2012 года – и обойдется казне в 25 млрд
рублей. Резкий скачок цен на строительные материалы, необходимость
восстановления, а порой и полной замены возведенных ранее сооружений
привели к тому, что стоимость выросла до 55 млрд – более чем
в два раза. Сегодня и эта баснословная для обывателя сумма оказалась
недостаточной. В настоящее время очередной проект с новой сметой
проходит государственную экспертизу, и только после его утверждения
можно будет назвать окончательную стоимость строительства дамбы. По
словам министра регионального развития Дмитрия Козака, «цифры
там вполне адекватные масштабам и срокам строительства». Тем
более что полностью завершить строительство предполагается в 2010 году,
на два года ранее намеченных сроков.
Что же такое КЗС?
Это гидротехническое сооружение протяженностью 25 км, состоящее из 11
дамб, шести водопропускных и двух судопропускных сооружений,
автомагистрали с мостами, один из которых будет высотой 55 метров,
тоннелем и транспортными развязками. Автодорожный тоннель, вчерне уже
построенный, залегает на глубине 28 метров, тянется на 1962 метра,
ширина его – 43 метра – по три полосы в каждом
направлении. При строительстве тоннеля учитывались высокие требования к
качеству строительно-монтажных работ и применяемых при этом материалов.
Системы вентиляции, освещения и пожаротушения выполнены по последнему
слову техники. Высокая комиссия в составе губернатора Санкт-Петербурга
Валентины Матвиенко, министра регионального развития Дмитрия Козака,
заместителя Росстроя Владимира Когана и руководителя
контрольно-ревизионного управления администрации президента Александра
Беглова, а также сопровождающих их лиц начала осмотр объекта как раз с
тоннеля, и осталась им весьма довольна.
Под фанфары и салют.
Торжественное мероприятие по поводу завершения
очередного этапа строительства КЗС, начала затопления судопропускного
сооружения №1, открыл генеральный директор ОАО
«Метрострой» Вадим Александров. Как и обещал
Владимир Коган, оно состоялось значительно раньше предполагаемых сроков
(изначально планировалось в июле). Чего это стоило рабочим, а главным
виновником торжества стала компания «Метрострой»,
мы подробно расскажем в следующем номере. Главное – с
опережением сроков справились и сделали-таки подарок губернатору ко дню
рождения и руководителю строительства – к юбилею.
Судопропускное сооружение С-1
предназначено для прохождения крупнотоннажных судов, в том числе и
паромов с осадкой до 16 метров и грузоподъемностью до 100 тыс. тонн.
Длина судопропускного канала – 273 метра, ширина –
200 метров, глубина – 16 метров. Более легкие суда типа
«река-море» начнут ходить по судопропускному
сооружению С-2, затопленному в прошлом году. Этот канал начнет
дейтсвовать в июле и только на летний сезон. Предполагается, что по
главному фарватеру С-1 суда смогут ходить круглый год.
Затоп по регламенту.
Затопление котлована С-1 будет
производиться в несколько этапов по специально разработанному
регламенту, подготовленному генеральным подрядчиком ОАО
«Метрострой» на основании проекта генерального
проектировщика «Халкроу Лтд» и научной проработки
проектных институтов – ОАО
«Ленморниипроект» и ЗАО «Инженерный центр
ВНИИГ» им. Веденеева. После того как 14 апреля Валентина
Матвиенко и Дмитрий Козак дали старт затоплению, со стороны Невской
губы вода по трубам начала равномерно поступать в котлован и насыщать
грунт в основании. Допустимая скорость затопления – 0,5 метра
в сутки. Планируется, что полностью котлован заполнится через 35 дней.
«Потому что процесс должен идти медленно, –
пояснила губернатор, – чтобы не было гидравлического удара.
После полного заполнения будут разбираться перемычки (к концу сентября
эти работы должны быть полностью завершены), прочищен канал и открыто
судоходное движение через С-1.
Чтобы подготовить территорию
для затопления, пришлось вырыть котлован, установить плиту порога,
закрепить откосы молов, дамб, стены, доковые камеры, причалы. Кроме
того, построены автодорожный тоннель и проезд для технологического
транспорта по отсекам тоннеля, насосная станция водоотлива, обеспечено
энергоснабжение южной части котлована.
Митинг был недолгим.
С торжественными
речами выступили только Валентина Матвиенко и Дмитрий Козак. Губернатор
назвала происходящее «знаковым, без преувеличения
историческим событием». «Мы сделали решающий шаг в
завершении комплекса защитных сооружений, – отметила она.
– Эта стройка была начата, как вы знаете, в 1979 году. На
будущий год будем праздновать ее 30-летие. И только в последние два
года начались работы по завершению ее строительства». Г-жа
Матвиенко не забыла упомянуть причастность Владимира Путина:
«это было его личное приказание выделить финансирование и
завершить стройку», поблагодарить Дмитрия Козака,
«с приходом которого стройке был придан новый
динамизм». Она сообщила, что к концу года будут завершены все
работы, которые позволят полностью защитить город от наводнений. В
следующие два года продолжится строительство дороги и тоннеля, чтобы в
2010 году в полном объеме будет завершить строительство КЗС, включая
транспортную инфраструктуру.
Валентина Матвиенко
отметила, что КЗС – «это уникальное
гидротехническое сооружение, аналогов которому нет ни в России, ни в
мире.
Эта стройка – сплав действительно уникальных решений:
проектных, строительных, технологических. А сплав энергии тех, кто на
ней работает, позволил нам реализовать этот уникальный проект. Конечно,
это финансовоемкий проект, но он чрезвычайно важен и нужен для города,
для сохранения его уникального исторического наследия».
Валентина Ивановна не скупилась на слова благодарности в адрес всех,
кто так или иначе был причастен к этому важному для города событию:
рабочим и инженерам, проектировщикам и управленцам. А особенно
– Владимиру Когану, который «два с небольшим года
назад возглавив эту стройку, ведет ее мощными темпами по согласованному
графику с опережением сроков. Теперь уже видны перспектива, свет в
конце тоннеля и сроки завершения этого объекта», –
поставила губернатор точку в своем выступлении.